Цель - создание условий, компенсирующих трудности развития и обеспечивающих личностное становление, сохранение здоровья и успешную социальную адаптацию детей.
Задачи:
·развитие личностного и интеллектуального потенциала ребенка на каждом возрастном этапе;
·обеспечение индивидуального сопровождения детей в процессе воспитания;
·профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии ребенка;
·формирование комплекса поведенческих навыков, позволяющих ребенку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни;
·содействие педагогическим работникам в формировании у детей нравственных принципов, ответственности, уверенности в себе, активной жизненной позиции без ущемления прав и свобод другой личности;
·содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском доме.
Основные направления работы:
1. Работа с воспитанниками
- Психопрофилактическая работа:
• мониторинг социально-психологического климата в детском доме;
• обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень; психологическое сопровождение воспитанников 5 классов в период адаптации;
- Диагностика:
• определение причин нарушений вповедении и развитии воспитанников;
• получение информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике развития для оказания своевременной психологической помощи;
• диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы;
• определение интересов, способностей и склонностей для содействия наиболее полному развитию личности ребенка, профориентационная диагностика.
- Групповая развивающая работа:
• групповые развивающие занятия с воспитанниками;
• психологические тренинги для подростков.
-Индивидуальная консультативная и коррекционно-развивающая работа:
• индивидуальные занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы и поведение (по результатам диагностики и запросам педагогов);
• консультирование воспитанников (проблемы взаимоотношений);
• психологическое сопровождение детей, оказавшихся в сложной ситуации.
2. Работа с педагогами и администрацией:
- Консультативная работа:
• участие в объединении различных специалистов для решения актуальных проблем ребенка;
• профилактика эмоционального выгорания;
• индивидуальные консультации (по запросу педагогов);
• приглашение педагогов на индивидуальные консультации с выдачей рекомендаций; при необходимости дается направление к соответствующему специалисту и психологическое заключение для оказания дальнейшей помощи ребенку.
- Просветительская работа:
• тематические выступления и доклады на педсоветах, методических объединениях, участие в семинарах-практикумах.
М е с я ц |
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||||
Организационно-методическая работа |
Диагностическая работа |
Коррекционно-развивающая работа с учащимися |
Профилактическая работа |
Психологическое просвещение, консультирование |
|
С е н т я б р ь |
1. Определение групп учащихся для проведения коррекционно-развивающих программ;
2. Подготовка коррекционно-развивающих программ для работы с воспитанниками;
|
1. Оценка уровня тревожности;
2. Диагностика состояния агрессии.
|
1. Занятия арт-терапией
2. Адаптационное занятиедля учащихся 5 класса |
1. Индивидуальные беседы с учащимися по профилактике употребления ПАВ;
2. Участие в работе ПМПк;
|
1. Консультация с педагогами по результатам диагностики;
2. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения». |
О к т я б р ь |
1. Пополнение и коррекция психологических карт воспитанников;
|
1. Диагностика эмоционального самочувствия;
3. Диагностика суицидального риска.
4. Исследование познавательной сферы.
|
1. Занятия сказка-терапия Н.О. Сучкова
2. «Легко ли быть самим собой?» коррекция межличностного общения 3-7 класс |
1. Участие в работе ПМПк;
|
1. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения».
|
Н о я б р ь |
1. Пополнение и коррекция психологических карт воспитанников; 2. Тестирование педагогов на тему: «»Круги и линии» (Ваше отношение к карьере); «Умеете ли вы работать в коллективе», «Ваши рабочие качества»
|
1. Изучение уровня самооценки;
2. Изучение характерологических особенностей личности по Айзенку;
3. Анкетирование по отношению к употреблению ПАВ.
4. Исследование познавательной сферы.
|
1. Психологическое занятие для подростков «Секреты хорошей памяти» 7– 9 класс |
1. «Поспорим, но не подеремся!» Проблемы агрессивных детей. Профилактика травматизма, нарушения дисциплины, драк, выражений нецензурной бранью; 2. «Человек среди людей» занятие в тренинговом режиме, с элементами сюжетно-ролевых игр. Овладение социально-психологическими приемами построения общения.
3. Участие в работе ПМПк;
|
1. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения».
|
Д е к а б р ь |
1. Семинар для педагогов «Основные сведения о ВИЧ – инфекции, СПИДе, наркомании и способы профилактической работы с подростками» |
1. Диагностика удовлетворённости интересов воспитанников
2. Изучение свойств личности (опросник Собчика)
3. Изучение степени психоэмоциональной зрелости.
|
1. Тренинговое занятия Г. Монина, Е. Панасюк
|
1. «Лесные жители» психологическая игра для младших школьников по формированию навыков толерантных отношений;
2. «Жизнь – это…» Моделирование ситуаций. Работа над формированием активной жизненной позицией(старший школьный возраст); 3. Участие в работе ПМПк;
|
1. Индивидуальные консультации дляпедагогов по итогам диагностики склонности учащихся к употреблению ПАВ;
2.Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения».
|
Я н в а р ь |
1. Пополнение и коррекция психологических карт воспитанников; 2. Самообразование «Особенности психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» |
1. Диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева);
2. Социометрическое исследование. Определение социометрического статуса каждого воспитанника;
3. Исследование акцентуаций характера по Шмишеку
4. Исследование познавательной сферы.
|
1. Занятия «Мир эмоций» 7 класс А.В. Микляева
2. «Что ты можешь сделать, если чувствуешь отчаяние и беспомощность»беседа с воспитанниками с суицидальными проявлениями.
|
1. «Как сказать НЕТ!» Я в компании сверстников (ситуативно-ролевая игра) Формирование умения противостоять пагубным привычкам ; 2. Участие в работе ПМПк;
|
1. «Шпаргалка для педагога» оказание помощи молодым специалистам.
2. «Заложники игры» консультационная беседа с детьми подверженными игровой зависимости.
3. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения».
|
Ф е в р а л ь |
1. Пополнение и коррекция психологических карт воспитанников;
|
1. Изучение свойств нервной системы
2. Тестирование по выявлению факторов жестокого обращения с детьми
3. Определение школьной зрелости.
4. Исследование личностных особенностей (опросник Р. Кетелла)
|
1. Занятия «Встречи с самим собой» 8 классА.В. Микляева
|
1. «Я выбираю жизнь» профилактика наркомании и табакокурения среди подростков(занятие с элементами тренинговых упражнений); 2. «Вектор жизни» - проблемная игра 3. Участие в работе ПМПк;
|
1. Индивидуальные консультации педагогов по психолого-педагогическим проблемам;
3. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения». |
М а р т |
1. Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников «группы риска» |
1. Оценка уровня тревожности;
2. Диагностика состояния агрессии;
3. Диагностика эмоционального самочувствия.
|
1. Занятия «Я среди других людей»9 класс А.В. Микляева
|
1. «От обаяния к взаимопониманию» (игры –инсценировки);
2. Участие в работе ПМПк;
|
1. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения».
|
А п р е л ь |
1. Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в детском доме»
|
1. Изучение профессиональных склонностей воспитанников 9 класса;
2. Исследование причин выбора профессий 9 класса;
3. Итоговое тестирование по отношению к употреблению ПАВ по итогам проведенных мероприятий
4. Исследование эмоциональной сферы.
5. Исследование познавательной сферы.
|
1. Тренинговое занятие Г. Монина,Е. Панасюк
|
1. «Грани моего «Я» - ранжирование конфликта – тренинговое занятие;
2. Участие в работе ПМПк;
|
1. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения». |
М а й |
1. Рекомендации для педагогов по построению эффективного взаимодействия с подростками.
|
1. Диагностика педагогического коллектива «Моё эмоциональное состояние»
2. Диагностика уровня астении
3.Ориентационный тест школьной зрелости. – Керна-йирасика
|
1. Занятия арт-терапией
|
1. Участие в работе ПМПк;
|
1. Проведение профориентационной работы, направленной на выявление интересов и склонностей учащихся при выборе профессии «Мои профессиональные намерения».
2. «Учимся владеть собой» элементы саморегуляции для педагогов.
|