Цель:
Осуществление комплекса мер, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление мониторинга развития детей в замещающей семье
Направления деятельности:
-привлечение населения к замещающей семейной заботе;
-создание и реализация системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка;
-включение кандидатов в замещающие родители и состоявшиеся замещающие семьи в систему сопровождения замещающей семьи;
-включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в систему сопровождения;
-создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного ребенка в условиях созданной семьи;
-обеспечение соответствия деятельности службы требованиям российского законодательства.
Задачи:
-организация и осуществление процесса комплексного сопровождения замещающей семьи на сложных этапах приема, в том числе получение обратной связи от субъектов сопровождения, а также организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-координация действий различных ведомств и учреждений социальной системы защиты детства в оказании помощи и поддержки приемному родителю и замещающей семье;
-создание позитивного имиджа семейного жизнеустройства детей, нуждающихся в замещающей семейной заботе;
- наблюдение за воспитанием и развитием приёмного ребёнка в замещающей семье.
№ п/п |
Содержание работы |
Периодичность |
Ответственные |
|||
1. Организационно-правовое обеспечение работы |
||||||
1 |
Ведение банка данных сопровождаемых Службой замещающих семей |
В течение года |
Ведущий специалист |
|||
2 |
Ведение индивидуальных папок на каждую сопровождаемую семью с результатами психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи |
В течение года |
Специалисты службы |
|||
3 |
Ведение журналов учёта: -регистрации заявлений замещающих родителей; -замещающих семей (опекунских, приёмных, патронатных); -оказание консультативной помощи; -фиксирован6ия проживания замещающих семей |
В течение года |
Специалисты службы |
|||
4 |
Заключение договоров с замещающими семьями |
В течение года |
Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей |
|||
5 |
Организация и работа консультативных групп замещающих родителей |
В течение года |
Отдел опеки и попечительства и по делам несовершеннолетних Минераловодского городского округа, Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
|
|||
6 |
Сопровождение постоянно-действующей страницы сайта ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» для замещающих родителей |
Июль-август |
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей |
|||
7 |
Проведение социально-психологической диагностики замещающих родителей, выявление сильных и слабых сторон семьи, степени привязанности между членами семьи, наличия возможностей для осуществления изменений в семье, рисков нанесения вреда ребенку, наличие навыков безопасного воспитания и родительских навыков и т.д. |
В течение всего периода |
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей |
|||
8 |
Организация семинаров по обмену опытом для замещающих родителей |
В течение года |
Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей |
|||
9 |
Создание информационного банка методических материалов специалистов: диагностические методики, занятия, тренинги, семинары, нормативные документы и пр. |
В течение года |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
10 |
|
В течение года |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
2. Сопровождение замещающих семей |
||||||
1 |
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей в соответствии с Регламентом предоставления услуги по социально-психологическому сопровождению замещающих семей |
В течение года |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
2 |
Совместная психолого-педагогическая помощь выездной мобильной группы членов консультативной группы и специалистов в приемной семье в кризисных ситуациях |
По мере необходимости |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
3 |
Проведение психолого-педагогической диагностики внутрисемейных и личностных проблем, выявление комфортности пребывания детей в замещающих семьях. |
В течение года |
Педагог-психолог
|
|||
4 |
Диагностика состояния семьи, диагностика личностных особенностей членов семьи |
В течение года |
Педагог-психолог |
|||
5 |
Взаимодействие с образовательными и иными учреждениями в интересах ребенка и семьи, беседы и консультации с классными руководителями, педагогами, воспитателями |
По мере необходимости |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
6 |
Помощь замещающих родителей в сборе документов |
По запросам |
Социальный педагог |
|||
7 |
Психологическое сопровождение ребенка в замещающей семье |
По запросам |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
8 |
Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения опекаемых детей |
По запросам |
Социальный педагог |
|||
9 |
Общение с семьями через Интернет (в режиме «Онлайн», электронную почту), сотовую связь (СМС сообщения) по юридическому, социальному информирование, консультированию |
По запросам |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
10 |
Социальный патронат замещающей семьи |
1 раз в полгода или по запросу
|
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
11 |
Мониторинг развития семьи с приемными детьми: проведение исследований в домашних условиях |
1 раз в полгода |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
12 |
Консультирование педагогов образовательных учреждений, в которых воспитываются и учатся приемные дети |
По запросам |
Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
13 |
Посредничество в конфликтных ситуациях, возникающих в замещающих семьях. |
По запросам |
Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
14 |
Помощь замещающим семьям в преодолении кризисных ситуаций |
По запросам |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
15 |
Разработка практических пособий по проблеме сопровождения замещающих семей. |
В течение года |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
Сопровождение ребенка |
||||||
1 |
Выявление детей, нуждающихся в коррекционных занятиях |
В течение года |
Педагог-психолог |
|||
2 |
Проведение коррекционно-развивающих занятий в соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом |
В течение года |
Педагог-психолог |
|||
3 |
Участие в тренингах детско-родительских отношений |
В течение года |
Педагог-психолог |
|||
4 |
Консультирование замещающих родителей по проблемам социализации приемного ребенка |
По запросам |
Педагог-психолог, Социальный педагог |
|||
5 |
Мониторинг состояния ребенка в приемной семье |
В течение года |
Педагог-психолог |
|||
6 |
Составление плана индивидуального психологического сопровождения – включение ребенка в индивидуальные занятия с психологом. |
Систематически |
Педагог-психолог |
|||
Подготовка кровной семьи и ребенка к совместному проживанию
|
||||||
1.Диагностическая работа |
||||||
Опросник "Шкала семейной адаптации и сплочённости" (FACES-3), тест Олсона. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (ASB) |
Первая неделя работы с семьей |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
||||
2.Работы с ребенком |
||||||
«Мой дом» мини-сочинение |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Начальник службы, Педагог-психолог,
|
||||
«Наша новая жизнь» игровое проектирование |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
«Вместе с родителями» Ситуативный практикум |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Начальник службы, Педагог-психолог, Социальный педагог |
||||
3.Работы с родителями |
||||||
«Родительское счастье – это счастье ребёнка» вводная беседа с родителем |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Администрация Педагог-психолог |
||||
«Мои жизненные стратегии вчера и сегодня» эвристическая беседа |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Администрация Педагог-психолог |
||||
«Мои детские воспоминания» Занятие в сенсорной комнате. Составление генеалогического древа. |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
«Жизнь без вредных привычек» беседа, профилактический тренинг |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Администрация Педагог-психолог |
||||
4.Совместная работа родителей с ребенком |
||||||
«Вместе после разлуки» ситуативно-ролевые игры, тренинг |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог, Воспитатель |
||||
«Начнем сначала» диалог |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Совместные праздники, конкурсы, эстафеты. |
В соответствии с годовым планом работы ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» |
Администрация Педагог-психолог Воспитатели |
||||
Социально - психолого – педагогическая подготовка ребенка и замещающей семьи к совместному проживанию |
||||||
Анализ готовности ребенка к семейному жизнеустройству. |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Определение воспитательного потенциала принимающей семьи |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
«Знакомство» |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Психолого-педагогические особенности воспитания приемного ребенка |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Обучение способам снятия психоэмоцинального напряжения Коррекционные упражнения с элементами психогимнастики |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Преодоление затруднений, возникающих при взаимоотношениях членов приемной семьи с социумом «Мы и мир вокруг нас» Ролевые игры
|
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Вопросы нарушения поведения Консультирование |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
Тесты на психологическую совместимость ребенка и кандидатов в замещающие родители. |
В соответствии с индивидуальным планом работы |
Педагог-психолог |
||||
1. Социально – педагогическое сопровождение кровных (биологических) и замещающих семей |
||||||
Консультирование по вопросам защиты социальных прав и законных интересов ребенка (поступление пенсий и пособий на счета детей, сохранением жилья за ребенка и др.) |
В соответствии с планом сопровождения |
Администрация Социальный педагог |
||||
Оказание помощи в благоустройстве быта семьи, создания стабильных и безопасных условий для жизнедеятельности и развития ребенка. |
В соответствии с планом сопровождения (по запросу) |
Администрация Социальный педагог Педагог-психолог |
||||
|
||||||
Психологическая мастерская «Мы вместе» Сближение ребенка и семьи, обучение навыками совместного взаимодействия. |
В соответствии с планом сопровождения |
Педагог-психолог |
||||
Психологическое консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей на различных этапах становления приемной семьи. |
В соответствии с планом сопровождения |
Педагог-психолог |
||||
3. Мониторинг воспитания ребенка и анализ развития семьи |
||||||
Определение уровня развития ребенка: здоровье, образование, самосознание и самооценка, развитие образа будущего, эмоциональное и поведенческое развитие, социальные связи, уровень развития коммуникативных способностей, социальная адаптация. |
В соответствии с договором. В соответствии с планом сопровождения |
Администрация Социальный педагог Педагог-психолог |
||||
Оценка социально – психологического климата семьи, уровня адаптации ребенка в семье; выявление проблем и рисков. |
В соответствии с договором. В соответствии с планом сопровождения |
Администрация Социальный педагог Педагог-психолог |
||||
Определение статуса семьи: стабильная семья, семья, нуждающаяся в поддержке, семья группы риска. |
В соответствии с планом сопровождения |
Администрация Социальный педагог Педагог-психолог |