Отчет работы Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей за 2017-2018 уч. год.

Ведущим направлением деятельности детского дома является создание условий для реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленное законом РФ. Решая данную задачу, детский дом работает, прежде всего, с родителями и родственниками, с которыми ведутся постоянные беседы о возможности возвращения ребенка в семью, установления опеки, пребывания ребенка в семье в каникулярное время и выходные дни. Данная работа осуществляется в тесном контакте с органами опеки и попечительства.

Учитывая, что для полноценного воспитания детей в замещающей семье необходимо проводить подбор и обучение не только граждан, желающих воспитывать в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, но и готовить самих детей к помещению в семью. Реабилитационная программа проводится и с детьми, у которых есть шанс быть возвращенными в свою кровную семью, где возможно воссоединение. На каждого ребенка в ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» разработаны и реализуются специалистами детского дома индивидуальные планы развития и жизнеустройства, которые корректируются два раза в год. Жизнеустройство мы рассматриваем с двух сторон: семейное устройство сопровождение выпускников в новой социальной среде. Основными слагаемыми семейного устройства детей мы считаем:

-проведение PR-кампаний для формирования позитивного общественного мнения в отношении детей-сирот, повышению статуса замещающей семьи;

- подготовка воспитанников к условиям проживания в приемной семье;

- особый подход к семейному устройству детей-сиблингов;

- работа с гостевыми семьями.

В связи с этим нами проводятся PR-кампании по повышению статуса замещающей семьи. Для формирования позитивного общественного мнения о воспитании приемных детей специалистами службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей организована информационно-просветительская деятельность. Мы информируем население о предоставляемых услугах в средствах массовой информации, на сайте ГКУ «Детский дом № 1 «Колосок». Выпускаем и распространяем продукцию рекламно-информационного характера, прежде всего по вопросам устройства детей в семью. Данные материалы распространяем по предприятиям района, по муниципальным учреждениям. С целью привлечения населения к замещающей заботе специалисты службы принимают участие в информационных встречах с населением. Так в 2018 году для сотрудников Северо-Кавказского таможенного управления и коллектива мировых судей города Минеральные Воды и Минераловодского района специалисты службы выступили с информационным сообщением по вопросу устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о работе службы. 14 марта 2018 года в Доме детского творчества города Минеральные Воды прошел ежегодный Съезд опекунов. На съезде с опекунами встретились специалисты администрации Минераловодского городского округа, специалисты отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа, ответственный секретарь КДН по Минераловодскому городскому округу, и сотрудники полиции, судебные приставы, врач-нарколог. Участники обсудили вопросы мер социальной поддержки опекунов (попечителей), усыновителей, приёмных родителей, а также вопросы сопровождения (психологического, педагогического и медицинского) приемных семей, обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, в т.ч. детей подросткового возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья. Опекунам рассказали об изменениях в законодательстве об опеке. Перед опекунами выступила директор ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» Гетманская Е. А., которая отметила, что каждый ребёнок должен воспитываться в семье, а права его обязаны защищать родители, если их нет, то государство, учреждение или опекун. Она рассказала о работе ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» с. Нижняя Александровка, его воспитанниках и условиях для их жизни и времяпрепровождения. Присутствующим опекунам напомнили, что на базе детского дома организованы и работает «Школа приемных родителей» и «Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей», в которые можно обращаться по всем вопросам. Специалисты окажут помощь в решении той или иной проблемы с приёмным ребёнком. При необходимости окажут профессиональную помощь замещающей семье. Завершился съезд награждением приемных родителей и концертной программой, которую подготовили воспитанники ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» и опекаемые дети.

Службой психолого-педагогического сопровождения замещающих семей были опубликованы в журнале «Шаг вперед» статьи о лучшем опыте воспитания ребенка в замещающей, распространены буклеты. Сотрудничаем с благотворительным фондом «Измени одну жизнь», в 2018 году было снято 12 видеороликов о воспитанниках детского дома и 3 ролика мини фильма о детях-сиблингах (детей одной семьи).

Работа по подготовке воспитанников к определению в семью включает три этапа. На первом – специалисты и воспитатели групп готовят ребенка к семейному жизнеустройству. Методы, приемы, технологии работы выбираются в зависимости от возраста ребенка. Они могут быть традиционными: тренинги, проблемное моделирование, деловые игры, рассуждение, сказкотерапия, так и модифицированными и адаптированными: психологическая песочница, Мульттерапия, Арт-терапия. На втором этапе готовят семью и ребенка к совместному проживанию. Особую роль в адаптации ребенка в приемной семье играет психологическая совместимость детей и их приемных родителей. Нами применятся диагностические материалы по определению психологической совместимости ребенка и будущих приемных родителей, а также определения воспитательного потенциала семьи. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Передача детей осуществляется в соответствии с Правилами временной передачи детей, находящихся в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан постоянно проживающих на территории РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009г. № 432 по соответствующим формам. Временная передача ребенка в семью граждан, не является формой устройства ребенка в семью. Она осуществляется на основании заключение органа опеки и попечительства в интересах ребенка с целью обеспечения его воспитания и гармоничного развития. За этот период 9 воспитанников  имели возможность временно пребывать в таких семьях. Проживание ребенка в семье позволяет понять функции членов семьи, получить опыт семейной жизни, навыки ведения домашнего хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Иногда гостевой режим используется как подготовка ребенка и семьи к постоянному совместному проживанию, передаче ребенка в замещающую семью. В I половине 2018 года после гостевого режима 2 воспитанника постоянно проживают в своих новых семьях. Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» продолжает оказывать психолого-педагогическую поддержку семье. Основная задача службы - подготовка ребенка и передача его  к проживанию  замещающей семье. Наши специалисты, а также педагоги детского дома, посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры) помогают сформировать у ребенка представления о том, что такое семья и как в ней жить. С момента появления конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание, начинается конкретная работа по планированию знакомства и помещения ребенка в новую семью. Помещение ребёнка в семью на выходные и каникулярные дни предоставляет возможность кандидатам оценить свой воспитательный потенциал, желание и возможность принять ребёнка на воспитание, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью, закладывание основ взаимопонимания и благополучной его адаптации к новым условиям проживания и воспитания.

Сопровождение замещающих семей специалистами Службы организуется по определенной структуре, которая включает:

1. Социальное сопровождение.

- охрана гражданских прав детей;

- консультативная помощь;

- разработка рекомендаций для замещающих родителей по различным вопросам воспитания.

2. Психологическое сопровождение.

- разработка индивидуальных программ сопровождения;

- индивидуальное семейное консультирование;

- коррекционная работа по проблемам развития;

- диагностика межличностных отношений в замещающей семье;

- мониторинг успешности адаптации ребенка к новым условиям.

3. Педагогическое сопровождение.

- взаимодействие со школами, ДОУ;

- индивидуальное консультирование по проблемам поведения;

- организация индивидуальных и групповых занятий для повышения родительской компетентности.

Специалисты службы сопровождения ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» с. Нижняя Александровка осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, интервьюирование, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье, их воспитания и обучения; оказывают правовую помощь родителям и подопечным; при необходимости участвуют в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи. Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства, воспитателями и педагогами образовательных учреждений, медицинских учреждений, детским психиатром, инспекторами по охране прав детства, комиссиями по делам несовершеннолетних при администрации территориального образования, отделом внутренних дел, отделом социальной защиты населения территориального образования, ЗАГСом, судами, УФМС, территориальными отделениями пенсионного фонда, судебными приставами и другими.

Для того чтобы замещающая семья могла получить комплексное психолого-педагогическое сопровождение, опекун (попечитель), приемный родитель обращается к нам по личной инициативе, либо по направлению органов опеки и попечительства. После первичной консультации родитель пишет заявление об оказании услуги по сопровождению семьи, дает письменное согласие на психолого-педагогическое обследование семьи и обработку персональных данных. Затем с замещающим родителем заключается договор о сопровождении семьи с приложением перечня услуг, который определяется самим родителем на его усмотрение:

- консультирование родителей по вопросам внутрисемейных отношений между взрослыми и ребенком (детьми);

- тренинги по межличностным отношениям замещающего родителя и приемного ребенка;

- консультирование по проблемам неадекватного поведения ребенка в семье;

- тренинги по коррекции проблемного поведения детей и подростков;

- оказание психологической поддержки замещающим родителям и приемному ребенку;

- оказание помощи в решении проблемных вопросов приемного ребенка в образовательном учреждении;

- тренинги по формированию привязанности взрослого и ребенка на первоначальном этапе адаптации;

- тренинги по профилактике вредных привычек детей;

- тренинги по эмоциональному выгоранию замещающего родителя;

- диагностика замещающих родителей и приемного ребенка;

- посещение семьи на дому с целью оказания психологической и социальной помощи;

- подбор для родителей методической литературы, видеоматериалов по воспитанию детей.

На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи, мы составляем индивидуальный план сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которым ведем дальнейшую работу с родителем и ребенком:

Посещение семьи, первичная диагностика, интервьюирование;

Углубленная (по необходимости) диагностика семьи и ребенка в

процессе сопровождения: изучение внутрисемейных и детско-родительских отношений; исследование параметров семейной; личностных особенностей членов семьи;

Диагностика семьи специалистами разного профиля, составление прогноза;

Консультации (индивидуальные, семейные, групповые, дистанционные);

Тренинги;

Коррекционно-развивающие занятия с детьми;

Итоговый мониторинг процесса сопровождения семьи.

Основными направлениями деятельности Службы являются: профилактика проблем  взаимоотношений, трудностей в воспитании и управлении поведением приёмных детей; разработка рекомендаций для приёмных родителей и оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи по вопросам содержания и воспитания детей в приёмной семье; работа с кровными семьями по восстановлению биологических связей родителей, с ребёнком, находящимся в детском доме; привлечение населения к замещающей семейной заботе. На каждую семью заведено личное дело и составлен план индивидуальной работы, проведена диагностическая работа (проективная методика «Рисунок семьи», вопросник родительского отношения, интервьюирование и т.д.), а также занятия с кровными родственниками воспитанников по подготовке к возвращению и проживанию в семье.

На учете в службе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом смешанный №1 «Колосок» состоят 5 замещающих семей (8 детей) из г. Кропоткин Краснодарский край, Андроповского района, Республика Адыгея г. Майкоп, г. Ипатово, Ипатовский район, в которые определены воспитанники нашего детского дома. В течение первой недели проживания ребенка в семье были осуществлены первые визиты специалистов в семью. Специалисты «Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей» во время визита беседовали с опекуном о первых днях жизни ребенка в семье, познакомились с бытом семьи,  установили контакт с другими членами семьи (кровными детьми). В ходе работы с замещающей семьей педагог – психолог службы сопровождения семьи и ребенка использовали традиционные и инновационные методы. Работа с семьёй начиналась с психологической диагностики, которая проводилась с целью выявления особенностей взаимодействия замещающего родителя и детей, родительского отношения замещающего родителя к приемному ребенку, выявления у детей тревожности, уверенности в себе, их эмоционального состояния. Результаты тестирования позволяют приемному родителю разобраться в типичных ошибках воспитания, понять, что происходит с ребенком, осознать причины возникших трудностей. Совместно с замещающими родителями специалисты службы посетили образовательное учреждение, которое посещают дети, чтобы донести учителям и воспитателям о возможных проблемах, которые могли возникнуть у данного ребенка в период адаптации в новом коллективе, при общении со сверстниками. Это помогло педагогам  грамотно спланировать свою работу с детьми.  В связи с территориальной отдаленностью, кроме посещений семьи на этом этапе осуществлялись телефонные переговоры, посредством интернет переписки специалистов с семьями по вопросам воспитания и адаптации детей в семье, проводились коррекционно-развивающие занятия, беседы с кровными детьми, индивидуальные консультирования замещающего родителя. Индивидуальное консультирование, психологическая коррекция позволили справиться с нарушениями в общении и поведении, с имеющимися эмоциональными   трудностями, как у детей, так и у  замещающего родителя. В своей работе педагог-психолог использует методы арт – терапии и песочной терапии, что дает   возможность приемному ребенку и кровным детям свободно выражать свой внутренний мир посредством творчества, помогает снять напряжение, расслабиться, помогает находить решение проблем различного рода (кризисные состояния, психологические травмы, внутрисемейные и межличностные конфликты). Использование данных методов позволяет достичь в работе с семьей высоких результатов, снизить психологическое напряжение, улучшить эмоциональный микроклимат в семье.

В первую очередь мы рассматриваем возможность возвращения ребёнка в биологическую семью, устройство в семью близких родственников. Специалистами службы ведется переписка с близкими родственниками и кровными родителями, проводятся беседы с родителями по вопросам восстановления в родительских правах. Созданы мини презентации о каждом ребенке для показа родственникам. Многие родственники после проведенных встреч со специалистами возобновили свои отношения с воспитанниками и оформляют документы для пребывания детей в гостевых семьях. В помощь подросткам, родственникам и педагогам разработана подборка буклетов, содержание которых направлено на оказание помощи в общении с детьми. Родителям оказывается консультативная помощь по своевременной выплате алиментов, в сборе документов в суд Минераловодского городского суда для восстановления их в родительских правах. Специалисты детского дома проводят с родителями индивидуальные беседы, тренинги, выезды по месту их жительства, поддерживают родственные связи при встречи родителей и детей в детском доме. Последующий период, после восстановления семьи, сложен как для ребёнка, так и для родителей, в связи с этим Служба продолжает оказывать психолого-педагогическую поддержку семье.

Специалистами службы подготовлены методические материалы индивидуальных и групповых консультаций на различные темы с замещающими родителями. Занятия с замещающими родителями проводятся в форме групповых консультаций по темам: «Отношение приемных родителей к своей новой роли», «Исполнение ребенком своих обязанностей», круглого стола по темам: «Адаптация детей в приемных семьях. Обучение приемных родителей стратегиям поведения в конфликтных ситуациях», «Влияние телевидения на развитие ребенка», «Лживость в поведении детей», «Нарушения в поведении ребенка и методы их преодоления». Тема занятий зависит от запросов замещающих родителей. Совместно с приемными и биологическими детьми из замещающих семей проводятся развивающие занятия по оптимизации межличностных отношений: «Ты и я – одна семья». Налаживание взаимоотношений между биологическими и приемными детьми с использованием практического материала «Техника самоподдержки», «Сокровищница жизненных сил». Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкиваются родители являются: проявление обмана, хитрости, воровства, взаимоотношений с биологическими родственниками, вопросы учебной деятельности, правила поведения в приемной семье, культурно-гигиенические навыки. В связи с выявленными проблемами, специалистами проводились коррекционные занятия, консультации: «Конфликты и пути их преодоления», «Проявление обмана и воровства», «Мои права и обязанности в приемной семье», «Вредные привычки», «Что такое – семья?», «Семейные традиции и ценности» и т.д. Арттерапия: «Вырасти свое дерево успеха», «Лето, ах лето» и др. Эта форма работы особенно эффективна на стадии адаптации ребенка в семье. В поисках решения по оформлению дерева успеха, подбора фотографий к нему рождается чувство единения, взаимопонимания между членами семьи, которых сблизило общее занятие. Для повышения компетентности приемных родителей в вопросах педагогики и психологии мы ввели такую форму работы, как психолого-педагогический всеобуч, занятия в клуба замещающих родителей «Решаем проблемы вместе». Здесь родители могут познакомиться с интересующей их информацией по вопросам воспитания детей, поучаствовать в тренингах, в том числе тренингах по профилактике эмоционального выгорания, семинарах практикумах, которые дают положительную установку на будущее, новые силы для воспитания ребенка, а также учат принимать верные решения в сложных ситуациях, возникающих в процессе воспитания приемных детей.

На заключительном этапе сопровождения мы принимаем решение об отсутствии необходимости дальнейшего сопровождения семьи или о продлении договора по сопровождению и информируем о результатах работы отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района. Весь процесс оказания услуги по сопровождению фиксируется в следующих документах: журнал регистрации заявлений замещающих родителей, журнал фиксирования проживания замещающих семей, журнал оказания консультативной помощи.

Уровень адаптации детей, переданных на семейные формы воспитания

в 2017-2018 уч. году

формы семейного устройства

Кол-во семей, которым оказываются услуги по сопровождению

Оценка уровня адаптации ребенка в замещающей семье, что подтверждается данными мониторинга состояния и развития ребенка (количество детей)

усыновление

опека/

попечительство

возвращение в биологическую семью

 

 

легкий

средний

низкий

дезадаптация

0

4

2

5 семей

(8детей)

в соответствии с заключенными договорами

7

0

1

0

 

Устройство воспитанников на воспитание в семьи

за 2017-2018 уч. год 6 воспитанников были определены семью.

 

Определение в семью

за 2017- 2018 уч. г.

возврат в кровную семью

2 воспитанника

опека

4 воспитанника

 

 

Free Joomla! template by Age Themes