Отчет работы Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей за 2018 год.

 Сопровождение замещающих семей специалистами Службы организуется по определенной структуре, которая включает:

1. Социальное сопровождение.

- охрана гражданских прав детей;

- консультативная помощь;

- разработка рекомендаций для замещающих родителей по различным вопросам воспитания.

2. Психологическое сопровождение.

- разработка индивидуальных программ сопровождения;

- индивидуальное семейное консультирование;

- коррекционная работа по проблемам развития;

- диагностика межличностных отношений в замещающей семье;

- мониторинг успешности адаптации ребенка к новым условиям.

3. Педагогическое сопровождение.

- взаимодействие со школами, ДОУ;

- индивидуальное консультирование по проблемам поведения;

- организация индивидуальных и групповых занятий для повышения родительской компетентности.

Специалисты службы сопровождения ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» с. Нижняя Александровка осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, интервьюирование, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье, их воспитания и обучения; оказывают правовую помощь родителям и подопечным; при необходимости участвуют в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи. Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства, воспитателями и педагогами образовательных учреждений, медицинских учреждений, детским психиатром, инспекторами по охране прав детства, комиссиями по делам несовершеннолетних при администрации территориального образования, отделом внутренних дел, отделом социальной защиты населения территориального образования, ЗАГСом, судами, УФМС, территориальными отделениями пенсионного фонда, судебными приставами и другими.

Для того чтобы замещающая семья могла получить комплексное психолого-педагогическое сопровождение, опекун (попечитель), приемный родитель обращается к нам по личной инициативе, либо по направлению органов опеки и попечительства. После первичной консультации родитель пишет заявление об оказании услуги по сопровождению семьи, дает письменное согласие на психолого-педагогическое обследование семьи и обработку персональных данных. Затем с замещающим родителем заключается договор о сопровождении семьи с приложением перечня услуг, который определяется самим родителем на его усмотрение:

- консультирование родителей по вопросам внутрисемейных отношений между взрослыми и ребенком (детьми);

- тренинги по межличностным отношениям замещающего родителя и приемного ребенка;

- консультирование по проблемам неадекватного поведения ребенка в семье;

- тренинги по коррекции проблемного поведения детей и подростков;

- оказание психологической поддержки замещающим родителям и приемному ребенку;

- оказание помощи в решении проблемных вопросов приемного ребенка в образовательном учреждении;

- тренинги по формированию привязанности взрослого и ребенка на первоначальном этапе адаптации;

- тренинги по профилактике вредных привычек детей;

- тренинги по эмоциональному выгоранию замещающего родителя;

- диагностика замещающих родителей и приемного ребенка;

- посещение семьи на дому с целью оказания психологической и социальной помощи;

- подбор для родителей методической литературы, видеоматериалов по воспитанию детей.

На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи, мы составляем индивидуальный план сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которым ведем дальнейшую работу с родителем и ребенком:

  • Посещение семьи, первичная диагностика, интервьюирование;

  • Углубленная (по необходимости) диагностика семьи и ребенка в

  • процессе сопровождения: изучение внутрисемейных и детско-родительских отношений; исследование параметров семейной; личностных особенностей членов семьи;

  • Диагностика семьи специалистами разного профиля, составление прогноза;

  • Консультации (индивидуальные, семейные, групповые, дистанционные);

  • Тренинги;

  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми;

  • Итоговый мониторинг процесса сопровождения семьи.

Основными направлениями деятельности Службы являются: профилактика проблем  взаимоотношений, трудностей в воспитании и управлении поведением приёмных детей; разработка рекомендаций для приёмных родителей и оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи по вопросам содержания и воспитания детей в приёмной семье; работа с кровными семьями по восстановлению биологических связей родителей, с ребёнком, находящимся в детском доме; привлечение населения к замещающей семейной заботе. На каждую семью заведено личное дело и составлен план индивидуальной работы, проведена диагностическая работа (проективная методика «Рисунок семьи», вопросник родительского отношения, интервьюирование и т.д.), а также занятия с кровными родственниками воспитанников по подготовке к возвращению и проживанию в семье.

На учете в службе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом смешанный №1 «Колосок» состоят 3 замещающих семей (6 детей), в которые определены воспитанники нашего детского дома. В течение первой недели проживания ребенка в семье были осуществлены первые визиты специалистов в семью. Специалисты «Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей» во время визита беседовали с опекуном о первых днях жизни ребенка в семье, познакомились с бытом семьи,  установили контакт с другими членами семьи (кровными детьми). В ходе работы с замещающей семьей педагог – психолог службы сопровождения семьи и ребенка использовали традиционные и инновационные методы. Работа с семьёй начиналась с психологической диагностики, которая проводилась с целью выявления особенностей взаимодействия замещающего родителя и детей, родительского отношения замещающего родителя к приемному ребенку, выявления у детей тревожности, уверенности в себе, их эмоционального состояния. Результаты тестирования позволяют приемному родителю разобраться в типичных ошибках воспитания, понять, что происходит с ребенком, осознать причины возникших трудностей. Совместно с замещающими родителями специалисты службы посетили образовательное учреждение, которое посещают дети, чтобы донести учителям и воспитателям о возможных проблемах, которые могли возникнуть у данного ребенка в период адаптации в новом коллективе, при общении со сверстниками. Это помогло педагогам  грамотно спланировать свою работу с детьми.  В связи с территориальной отдаленностью, кроме посещений семьи на этом этапе осуществлялись телефонные переговоры, посредством интернет переписки специалистов с семьями по вопросам воспитания и адаптации детей в семье, проводились коррекционно-развивающие занятия, беседы с кровными детьми, индивидуальные консультирования замещающего родителя. Индивидуальное консультирование, психологическая коррекция позволили справиться с нарушениями в общении и поведении, с имеющимися эмоциональными   трудностями, как у детей, так и у  замещающего родителя. В своей работе педагог-психолог использует методы арт – терапии и песочной терапии, что дает   возможность приемному ребенку и кровным детям свободно выражать свой внутренний мир посредством творчества, помогает снять напряжение, расслабиться, помогает находить решение проблем различного рода (кризисные состояния, психологические травмы, внутрисемейные и межличностные конфликты). Использование данных методов позволяет достичь в работе с семьей высоких результатов, снизить психологическое напряжение, улучшить эмоциональный микроклимат в семье.

В первую очередь мы рассматриваем возможность возвращения ребёнка в биологическую семью, устройство в семью близких родственников. Специалистами службы ведется переписка с близкими родственниками и кровными родителями, проводятся беседы с родителями по вопросам восстановления в родительских правах. Созданы мини презентации о каждом ребенке для показа родственникам. Многие родственники после проведенных встреч со специалистами возобновили свои отношения с воспитанниками и оформляют документы для пребывания детей в гостевых семьях. В помощь подросткам, родственникам и педагогам разработана подборка буклетов, содержание которых направлено на оказание помощи в общении с детьми. Родителям оказывается консультативная помощь по своевременной выплате алиментов, в сборе документов в суд Минераловодского городского суда для восстановления их в родительских правах. Специалисты детского дома проводят с родителями индивидуальные беседы, тренинги, выезды по месту их жительства, поддерживают родственные связи при встречи родителей и детей в детском доме. Последующий период, после восстановления семьи, сложен как для ребёнка, так и для родителей, в связи с этим Служба продолжает оказывать психолого-педагогическую поддержку семье. На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи, мы составляем индивидуальный план сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которым ведем дальнейшую работу с родителем и ребенком.

  • Посещение семьи, первичная диагностика, интервьюирование – 1 семья;

  • Углубленная (по необходимости) диагностика семьи и ребенка в процессе сопровождения: изучение внутрисемейных и детско-родительских отношений – 2 семьи; исследование параметров личностных особенностей членов семьи – 3 семьи;

  • Диагностика семьи специалистами разного профиля, составление прогноза – проведено 9 диагностик;

  • Консультации - оказано 9 консультаций (индивидуальные - 2, семейные - 2, групповые -2, дистанционные - 3);

  • Тренинги – проведено 5 тренинговых занятия;

  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми – 4 занятия.

Специалистами службы подготовлены методические материалы индивидуальных и групповых консультаций на различные темы с замещающими родителями. Занятия с замещающими родителями проводятся в форме групповых консультаций по темам: «Отношение приемных родителей к своей новой роли», «Исполнение ребенком своих обязанностей», круглого стола по темам: «Адаптация детей в приемных семьях. Обучение приемных родителей стратегиям поведения в конфликтных ситуациях», «Влияние телевидения на развитие ребенка», «Нарушения в поведении ребенка и методы их преодоления». Тема занятий зависит от запросов замещающих родителей. Тема занятий зависит от запросов замещающих родителей. Совместно с приемными и биологическими детьми из замещающих семей проводятся развивающие занятия по оптимизации межличностных отношений: «Ты и я – одна семья». Налаживание взаимоотношений между биологическими и приемными детьми с использованием практического материала «Техника самоподдержки», «Сокровищница жизненных сил». Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкиваются родители являются: проявление обмана, хитрости, воровства, взаимоотношений с биологическими родственниками, вопросы учебной деятельности, правила поведения в приемной семье, культурно-гигиенические навыки. В связи с выявленными проблемами, специалистами проводились коррекционные занятия, консультации: «Конфликты и пути их преодоления», «Проявление обмана и воровства», «Мои права и обязанности в приемной семье», «Вредные привычки», «Что такое – семья?», «Семейные традиции и ценности» и т.д. Арттерапия: «Вырасти свое дерево успеха», «Лето, ах лето» и др. Эта форма работы особенно эффективна на стадии адаптации ребенка в семье. В поисках решения по оформлению дерева успеха, подбора фотографий к нему рождается чувство единения, взаимопонимания между членами семьи, которых сблизило общее занятие.

Для повышения компетентности приемных родителей в вопросах педагогики и психологии мы ввели такую форму работы, как психолого-педагогический всеобуч, занятия в клуба замещающих родителей «Решаем проблемы вместе». Здесь родители могут познакомиться с интересующей их информацией по вопросам воспитания детей, поучаствовать в тренингах, в том числе тренингах по профилактике эмоционального выгорания, семинарах практикумах, которые дают положительную установку на будущее, новые силы для воспитания ребенка, а также учат принимать верные решения в сложных ситуациях, возникающих в процессе воспитания приемных детей.

На заключительном этапе сопровождения мы принимаем решение об отсутствии необходимости дальнейшего сопровождения семьи или о продлении договора по сопровождению и информируем о результатах работы отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района. Весь процесс оказания услуги по сопровождению фиксируется в следующих документах: журнал регистрации заявлений замещающих родителей, журнал фиксирования проживания замещающих семей, журнал оказания консультативной помощи.

 

 

 

Уровень адаптации детей,

переданных на семейные формы воспитания в 2018 году

 

формы семейного устройства

Кол-во семей, которым оказываются услуги по сопровождению

Оценка уровня адаптации ребенка в замещающей семье, что подтверждается данными мониторинга состояния и развития ребенка (количество детей)

приёмная семья

опека/

попечительство

возвращение в биологическую семью

 

 

легкий

средний

низкий

дезадаптация

1

3

5

3 семьи

(6 детей)

в соответствии с заключенными договорами

5

0

1

0

 

Основными слагаемыми семейного устройства детей мы считаем:

-проведение PR-кампаний для формирования позитивного общественного мнения в отношении детей-сирот, повышению статуса замещающей семьи;

- подготовка воспитанников к условиям проживания в приемной семье;

- особый подход к семейному устройству детей-сиблингов;

- работа с гостевыми семьями.

С целью привлечения населения к замещающей заботе специалисты службы принимают участие в информационных встречах с населением. Так в 2018 году для сотрудников Северо-Кавказского таможенного управления и коллектива мировых судей города Минеральные Воды и Минераловодского района специалисты службы выступили с информационным сообщением по вопросу устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о работе службы. 14 марта 2018 года в Доме детского творчества города Минеральные Воды прошел ежегодный Съезд опекунов. На съезде с опекунами встретились специалисты администрации Минераловодского городского округа, специалисты отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа, ответственный секретарь КДН по Минераловодскому городскому округу, и сотрудники полиции, судебные приставы, врач-нарколог. Участники обсудили вопросы мер социальной поддержки опекунов (попечителей), усыновителей, приёмных родителей, а также вопросы сопровождения (психологического, педагогического и медицинского) приемных семей, обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, в т.ч. детей подросткового возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья. Опекунам рассказали об изменениях в законодательстве об опеке. Перед опекунами выступила директор ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» Гетманская Е. А., она рассказала о работе ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» с. Нижняя Александровка, его воспитанниках и условиях для их жизни и времяпрепровождения. Присутствующим опекунам напомнили, что на базе детского дома организованы и работает «Школа приемных родителей» и «Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей», в которые можно обращаться по всем вопросам.

Службой психолого-педагогического сопровождения замещающих семей были опубликованы в журнале «Шаг вперед» статьи о лучшем опыте воспитания ребенка в замещающей, распространены буклеты:

-буклет «Счастье ребёнка в семье!»;

- постер «Семья нужна каждому»;

- памятка «Как справляться с трудным поведением»;

- памятка «Особые дети»;

- буклет «Меры государственной поддержки замещающим семьям»;

- постер «Формы семейного устройства».

Данные материалы распространяются по предприятиям города, по муниципальным учреждениям, на родительских собраниях в школах и детских садах. Общее количество 120 штук.

 

Free Joomla! template by Age Themes