Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Жукова Анна Александровна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 1 «Колосок»
с. Нижняя Александровка Минераловодского района.

За последние годы во многих регионах Российской Федерации созданы службы сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям. В связи с особым вниманием со стороны президента России к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, создание служб такого рода – необходимая мера по предотвращению возврата приемных детей в детские дома.

Специалисты службы сопровождения ГКОУ «Детский дом (смешанный) №1 «Колосок» с. Нижняя Александровка осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье, их воспитания и обучения; оказывают правовую помощь родителям и подопечным; при необходимости участвуют в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи. Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКОУ «Детский дом (смешанный) №1 «Колосок» осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства, воспитателями и педагогами образовательных учреждений, медицинских учреждений, детским психиатром, инспекторами по охране прав детства, комиссиями по делам несовершеннолетних при администрации территориального образования, отделом внутренних дел, отделом социальной защиты населения территориального образования, ЗАГСом, судами, УФМС, территориальными отделениями пенсионного фонда, судебными приставами и другими.

Начало нашей работы нельзя было назвать легким. На тот момент не было какой-либо нормативной документации, регламентирующей деятельность службы сопровождения замещающих семей, не было никаких методических материалов. Мы строили свою работу, полагаясь лишь на опыт наших коллег из других регионов Российской Федерации, публикации которых находили в средствах массовой информации, в том числе и в интернете. В процессе работы был проведен анализ нормативно-правовой базы (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.). В течение месяца мы объехали все сельские поселения района, познакомились с нашими замещающими семьями, побеседовали о проблемах, которые существуют на сегодняшний день и предложили пути их решения. Анкетирование замещающих родителей позволило выявить круг основных вопросов, волнующих родителей, определить основные направления нашей деятельности. В этой статье мы постараемся рассказать о том, как организована наша работа по этим направлениям.

Для того чтобы замещающая семья могла получить комплексное психолого-педагогическое сопровождение, опекун (попечитель), приемный родитель обращается к нам по личной инициативе, либо по направлению органов опеки и попечительства. После первичной консультации родитель пишет заявление об оказании услуги по сопровождению семьи, дает письменное согласие на психолого-педагогическое обследование семьи и обработку персональных данных. Затем с замещающим родителем заключается договор о сопровождении семьи с приложением перечня услуг, который определяется самим родителем на его усмотрение:
- консультирование родителей по вопросам внутрисемейных отношений между взрослыми и ребенком (детьми);
- тренинги по межличностным отношениям замещающего родителя и приемного ребенка;
- консультирование по проблемам неадекватного поведения ребенка в семье;
- тренинги по коррекции проблемного поведения детей и подростков;
- оказание психологической поддержки замещающим родителям и приемному ребенку;
- оказание помощи в решении проблемных вопросов приемного ребенка в образовательном учреждении;
- тренинги по формированию привязанности взрослого и ребенка на первоначальном этапе адаптации;
- тренинги по профилактике вредных привычек детей;
- тренинги по эмоциональному выгоранию замещающего родителя;
- диагностика замещающих родителей и приемного ребенка;
- посещение семьи на дому с целью оказания психологической и социальной помощи;
- подбор для родителей методической литературы, видеоматериалов по воспитанию детей.

На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи, мы составляем индивидуальный план сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которым ведем дальнейшую работу с родителем и ребенком:
Посещение семьи, первичная диагностика;
Углубленная (по необходимости) диагностика семьи и ребенка в процессе сопровождения: изучение внутрисемейных и детско-родительских отношений; исследование параметров семейной; личностных особенностей членов семьи;
Диагностика семьи специалистами разного профиля, составление прогноза; Консультации (индивидуальные, семейные, групповые, дистанционные);
Тренинги;
Коррекционно-развивающие занятия с детьми;
Итоговый мониторинг процесса сопровождения семьи.

На заключительном этапе сопровождения мы принимаем решение об отсутствии необходимости дальнейшего сопровождения семьи или о продлении договора по сопровождению и информируем о результатах работы отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района. Весь процесс оказания услуги по сопровождению фиксируется в следующих документах: журнал регистрации заявлений замещающих родителей, журнал фиксирования проживания замещающих семей, журнал оказания консультативной помощи. На каждую семью, получающую услугу по сопровождению, мы заводим личное дело, в которое размешаются все материалы, касающиеся работы с данной семьей. Учитывая территориальную отдаленностьпоселений Минераловодского муниципального района от центров социально-психологической помощи, работа нашей службы сопровождения носит мобильный характер. Мы выезжаем в сельские поселения для оказания экстренной психолого-педагогической помощи семье, а также для проведения занятий согласно индивидуальному плану сопровождения семьи. Такая форма работы особенно очень удобна для граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях, а также для семей, в которых воспитываются 3 и более детей, потому что приехать к специалистам службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей со всеми подопечными бывает очень сложно. Конечно, существует определенная проблема, которая касается не только замещающих родителей, но и всего российского общества: не все семьи готовы идти на консультацию к психологу. К сожалению, многие замещающие родители пытаются решать появившиеся проблемы самостоятельно, забывая, что воспитание детей-сирот отличается от воспитания кровных детей. Не редки случаи, когда педагогическая некомпетентность становится причиной того, что приемные дети оказываются в детском доме. Поэтому очень важно, чтобы работа специалистов службы сопровождения была организована таким образом, чтобы приемные родители не боялись обращаться к ним, рассказывать о своих проблемах.

На учете в службе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКОУ «Детский дом смешанный №1 «Колосок» состоят 10 замещающих семей (14 детей) из г. Ставрополя, г. Пятигорска, Андроповского района, Минераловодского района, г. Минеральные Воды, в которые определены воспитанники нашего детского дома. В 2014 году воспитанница нашего детского дома была передана на воспитание в замещающую семью в г. Пятигорск. В течение первой недели проживания ребенка в семье, был осуществлен первый визит специалистов в семью. Руководитель службы и педагог-психолог во время визита беседовали с опекуном о первых днях жизни ребенка в семье, познакомились с бытом семьи,  установили контакт с другими членами семьи (кровными детьми). В ходе работы с замещающей семьей педагог – психолог службы сопровождения семьи и ребенка использовали традиционные и инновационные методы. Работа с семьёй начиналась с психологической диагностики, которая проводилась с целью выявления особенностей взаимодействия замещающего родителя и детей, родительского отношения замещающего родителя к приемному ребенку, выявления у детей тревожности, уверенности в себе, их эмоционального состояния. Результаты тестирования позволяют приемному родителю разобраться в типичных ошибках воспитания, понять, что происходит с ребенком, осознать причины возникших трудностей.

Совместно с замещающими родителями специалисты службы посетили образовательное учреждение, которое посещает девочка, чтобы донести учителю достоверную информацию о ребенке. Мы предупредили педагога школы о возможных проблемах, которые могли возникнуть у данного ребенка в период адаптации в новом коллективе, при общении со сверстниками. Это помогло педагогам  грамотно спланировать свою работу с ребенком.  Кроме посещений семьи на этом этапе осуществляли телефонные переговоры специалистов с семьей по вопросам воспитания и адаптации ребенка в семье. Исходя из нашей практической работы мы пришли к выводу, что необходимо постоянное и регулярное   наблюдение за ходом адаптации  ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме. Так как процесс адаптации, один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и бережного подхода к сопровождению семьи со стороны специалистов службы. Наша работа направлена на то, чтобы облегчить адаптационный период, сгладить острые углы взаимодействия. Адаптация ребенка в семье – процесс двусторонний: ребенок привыкает к семье, усваивает ее правила, нормы функционирования, а семья, в свою очередь, перестраивается, привыкает к ребенку, меняя свои правила. На данном этапе специалисты службы проводили коррекционно-развивающие занятия, беседы с кровными детьми, индивидуальные консультирования замещающего родителя. Индивидуальное консультирование, психологическая коррекция позволили справиться с нарушениями в общении и поведении, с имеющимися эмоциональными   трудностями, как и у детей, так и у  замещающего родителя. В своей работе педагог-психолог использует методов арт – терапии и песочной терапии, что дает   возможность приемному ребенку и кровным детям свободно выражать свой внутренний мир посредством творчества, помогает снять напряжение, расслабиться, помогают находить решение проблем различного рода (кризисные состояния, психологические травмы, внутрисемейные и межличностные конфликты). Использование данных методов позволяет достичь в работе с семьей высоких результатов, снизить психологическое напряжение, улучшить эмоциональный микроклимат в семье.

Специалистами службы подготовлены методические материалы индивидуальных и групповых консультаций на различные темы с замещающими родителями. Занятия с замещающими родителями проводятся в форме групповых консультаций по темам: «Отношение приемных родителей к своей новой роли», «Исполнение ребенком своих обязанностей», круглого стола по темам: «Адаптация детей в приемных семьях. Обучение приемных родителей стратегиям поведения в конфликтных ситуациях», «Влияние телевидения на развитие ребенка», «Лживость в поведении детей», «Нарушения в поведении ребенка и методы их преодоления». Тема занятий зависит от запросов замещающих родителей. Совместно с приемными и биологическими детьми из замещающих семей проводятся развивающие занятия по оптимизации межличностных отношений: «Ты и я –одна семья». Налаживание взаимоотношений между биологическими и приемными детьми с использованием практического материала «Техника самоподдержки», «Сокровищница жизненных сил». Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкиваются родители являются: проявление обмана, хитрости, воровства, взаимоотношений с биологическими родственниками, вопросы учебной деятельности, правила поведения в приемной семье, культурно-гигиенические навыки. В связи с выявленными проблемами, специалистами проводились коррекционные занятия, консультации: «Конфликты и пути их преодоления», «Проявление обмана и воровства», «Мои права и обязанности в приемной семье», «Вредные привычки», «Что такое – семья?», «Семейные традиции и ценности» и т.д. Арттерапия: «Вырасти свое дерево успеха», «Лето, ах лето» и др. Эта форма работы особенно эффективна на стадии адаптации ребенка в семье. В поисках решения по оформлению дерева успеха, подбора фотографий к нему рождается чувство единения, взаимопонимания между членами семьи, которых сблизило общее занятие. Для повышения компетентности приемных родителей в вопросах педагогики и психологии мы ввели такую форму работы, как психолого-педагогический всеобуч. Здесь родители могут познакомиться с интересующей их информацией по вопросам воспитания детей, поучаствовать в тренингах, в том числе тренингах по профилактике эмоционального выгорания, которые дают положительную установку на будущее, новые силы для воспитания ребенка, а также учат принимать верные решения в сложных ситуациях, возникающих в процессе воспитания приемных детей.

Для формирования позитивного общественного мнения о воспитании приемных детей специалистами службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей организована информационно-просветительская деятельность. Мы информируем население о предоставляемых услугах в средствах массовой информации, на сайте ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 1 «Колосок». Выпускаем и распространяем продукцию рекламно-информационного характера, прежде всего по вопросам устройства детей в семью. Данные материалы распространяем по предприятиям района, по муниципальным учреждениям. С целью привлечения населения к замещающей заботе специалисты службы принимают участие в информационных встречах с населением. Так в 2015 году для сотрудников Северо-Кавказского таможенного управления и коллектива мировых судей города Минеральные Воды и Минераловодского района специалисты службы выступили с информационным сообщением по вопросу устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о работе службы.

В рамках этой статьи мы обозначили основные направления работы нашей службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, которые успешно реализуются на практике. Ведь самым главным показателем эффективности работы являются улыбки детишек и благодарность наших замещающих родителей!

Free Joomla! template by Age Themes