Отчет работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников ГКУ «Детский дом №1 «Колосок» с. Нижняя Александровка за 2017-2018 уч. год.

С 2015 года на базе детского дома работает Служба постинтернатного сопровождения выпускников. Работа по профилактике дезадаптации выпускников детского дома состоит из двух основных составляющих: подготовка выпускников к самостоятельной жизни, постинтернатное сопровождение. Постинтернатное сопровождение строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-правовая поддержка выпускников, психолого-педагогическая помощь, аналитическая и информационно-методическая работа.

Комплексная подготовка воспитанников (один год и два года до выпуска) к самостоятельной жизни осуществляется по следующим направлениям:

- диагностическая деятельность;

- коррекционно – развивающая и профилактическая деятельность;

- аналитико – прогностическая деятельность.

Подготовка детей-сирот ориентирована, прежде всего, на формирование у них готовности к самостоятельной жизни:

социальной готовности (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу, социально правовое воспитание);

трудовой готовности (сформированность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

морально-волевой (психологической) готовности (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);

физической готовности (сформированность навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).

С учетом этих компонентов работа детского дома по подготовке детей к самостоятельной жизни ведется по следующим направлениям:

развитие индивидуальности и становление идентичности – помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни;

выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т.п.);

овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка

формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования и оценки результатов;

формирование представлений о будущей профессии, профессиональные пробы, помощь в профессиональном самоопределении;

формирование устойчивых интересов, мотивов, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развитие работоспособности.

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознает, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в результате своего труда. Жизнедеятельность в группе организована так, что воспитанники овладевают навыками в различных видах деятельности.

Работа с детьми начинается с самообслуживающего труда. Все ребята самостоятельно обслуживают свои спальные, групповые комнаты, помещения и территорию детского дома, умеют пользоваться различными бытовыми приборами, умеют стирать, гладить, ремонтировать одежду. Ежегодно косметический ремонт детского дома проводится совместными усилиями детей и взрослых детского дома. Старшие воспитанники умеют белить, клеить обои. В детском доме имеется подсобное хозяйство, небольшой фруктовый сад. К сельскохозяйственному труду привлекаются все воспитанники дома. За группой закреплен свой участок, среди ребят распределены обязанности. Для этого организуются сезонные работы на сельскохозяйственном участке детского дома, в теплице и в саду. Воспитанники изучают весь цикл работ по возделыванию почвы до уборки и переработке урожая. Применяются такие формы работы, как благоустройство и озеленение двора, посадка фруктовых и декоративных деревьев, выставка вернисаж «семейных» поделок, презентация «Мир наших увлечений» и многое другое.

В целях обучения формирования у воспитанников знаний, умений, навыков в приготовлении блюд и кулинарных изделий в детском доме организован кружок «Хозяин и хозяюшка», который проводится в специально отведенном месте с технологическим и холодильным оборудованием, инвентарем, посудой. В выходные дни и каникулярное время дети на занятиях кружка «Хозяин и хозяюшка» учатся готовить первые, вторые блюда, салаты, десерты, пекут торты, пиццу, пироги, лепят пельмени, вареники, в период летних каникул занимаются консервированием. Воспитанники не только приобретают трудовые навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость.

Особое внимание в детском доме уделяют подготовке воспитанников к семейной жизни. Семья оказывает на ребенка такое влияние, которое не заменит никакой детский дом. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые бы не компенсировали отсутствие семьи, а создавали условия, в которых ребенок мог бы социально развиваться, готовиться к созданию в будущем своей семьи. Для работы в данном направлении педагогическим коллективом был разработан план мероприятий «Я - семьянин». Целью работы является формирование знаний о брачно-семейных отношениях, потребности сознании семьи, готовности к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

Работая в направлении подготовки воспитанников к семейному жизнеустройству и подготовки к самостоятельной жизни, важно, преодолевая страхи ребенка, избежать идеализирования образа семьи. Основная задача специалистов показать детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, модель семьи, одновременно ориентируя их в функциональной структуре семьи, семейных нормах, правилах, социально - бытовом контексте повседневной жизни. Очень важны для детей приглашения в семьи сотрудников, где они наблюдают различные типы семейных взаимоотношений, сравнивают и определяют для себя модель своей будущей семьи. Беседы и рассказы окружающих взрослых о своей семье также очень полезны и помогают ребятам накопить багаж опыта и знаний для дальнейшей жизни. Проводя занятия, воспитатели знакомят их с обязанностями каждого члена семьи, традициями своей семьи, рассказывают о ценностях семьи, показывая фотографии из семейного альбома, мотивируя детей на создание «Книги жизни» ребенка. В «Книге жизни» ребенок собирает фотографии своих близких, яркие моменты своей жизни «Мой день рождения в кругу близких и родных», «Здравствуй Масленица!», «Праздник Светлой Пасхи».

С выпускниками ведется профориентационная работа. Педагогами определяется образовательный маршрут для каждого воспитанника, организуются круглые столы «Я на пороге взрослой жизни» – ознакомление выпускников с учебными заведениями края, района и т.д. Для обеспечения успешного жизнеустройства выпускников мы в рамках инновационной деятельности стремимся развивать наставничество. Говоря о наставничестве, как о технологии сопровождения, мы подразумеваем системные, продолжительные отношения ребенка и значимого взрослого, который на протяжении долгого времени будет рядом с ребенком помогая проходить этапы взросления и становления выпускника детского дома, социально успешной личности. Значимый взрослый сможет защищать интересы ребенка, вмешиваться в кризисную ситуацию (если необходимо), оказывать экстренную помощь (выслушать, дать совет), помочь решить конфликтные ситуации, помочь в сборе необходимой документации. Каждому выпускнику назначается куратор из числа воспитателей, составляется план работы кураторов и на каждого выпускника ведется дневник постинтернатного сопровождения. Кураторы наблюдают, как происходит обучение, овладение профессией, а затем дальнейшее трудоустройство воспитанника. Один раз в квартал администрация детского дома проводит встречи с выпускниками на базе учебных заведений, совершают объезды учебных заведений, общежитий, в которых проживают дети, организуют встречи с педагогическим составом для решения текущих проблем выпускников.

С воспитанниками-выпускниками 2017-2018 учебного года ведется целенаправленная работа по профориентации и финансовой грамотности. 16 апреля 2018 года в рамках недели финансовой грамотности в нашем детском доме была проведена игра по станциям «Я и финансы». В ходе игры, ребята объединились в четыре семьи с разным финансовым положением. Они рассчитывали семейный бюджет, как и обязательные статьи расходов, таких как продовольственная корзина, оплата детских садов, кружков, репетиторов и коммунальных услуг, так и неожиданные, например срочное лечение члена семьи или замена сломанной вещи, не забывая при этом копить на свою мечту. По окончанию мероприятия абсолютно все наши «Семьи» смогли достичь поставленных целей, тем самым показав, что они достаточно финансово грамотные люди. Воспитанники детского дома на базе Центра дополнительного образования «Поиск» г. Минеральные Воды в марте и мае 2018 года приняли участие в тренинг-турнире «Создай свой бизнес» и Квест игре «Семейный бюджет». Ребята познакомились с тонкостями построения личного финансового плана, получения кредитов, взвешенного отношения к расходованию денег. Эти мероприятия позволили всем участникам получить полезную информацию о личной финансовой безопасности и научили грамотно подходить к выбору финансовых услуг и планированию семейного бюджета. В октябре с воспитанниками старших классов была проведена серия мероприятий с элементами презентации и защитой творческих проектов на тему: «Мой профессиональный выбор», целями которого были: расширение представления подростков о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждение детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию. В ходе мероприятий воспитанники разбирали различные ситуации, узнавали о возможных ошибках при выборе профессии, задавали интересующие их вопросы, составляли синквейны про выбранные ими профессии, защищали авторские творческие проекты «Моя будущая профессия».

18 мая 2018 г. воспитанники ГКУ «Детский дом № 1 «Колосок» приняли участие в I краевом конкурсе среди воспитанников интернатных учреждений Ставропольского края «Город мастеров», который состоялся на базе ГКУ «Детский дом № 20 «Надежда» с. Балахоновское Кочубеевского района. В конкурсе приняли участие 6 команд: «Колосок» - ГКУ «Детский дом № 1 «Колосок», «Комета» - ГКУ «Детский дом № 2 «Золотой ключик», «Солнышко» - ГКУ «Детский дом № 4 «Солнышко», «Пересвет» - ГКУ «Детский дом № 10 им. Н.К. Крупской», «Лидер» - ГКУ «Детский дом № 15, «Аврора» - ГКУ «Детский дом № 24 «Аврора». Ребят приветствовали заместитель Главы Кочубеевского муниципального района Арапова Л.В., Глава МО Балахоновский сельсовет Галушкина Т.В., директор ГКУ «Детский дом № 20 «Надежда» Коробская Е.М.. Мероприятие началось с «Визитной карточки», где воспитанники рассказали о своей команде и о детском самоуправлении. После приветствия всех команд воспитанники детских домов загадали желание и запустили в небо разноцветные шары. А впереди их ждало серьезное испытание. Ребятам предстояло пройти 9 станций «Плотник», «Шеф-повар», «Парикмахер», «Пожарный», «Кондитер», «Медицинская сестра», «Агроном», «Аниматор», «Капитаны». В качестве жюри были приглашены профессионалы своего дела. Для воспитанников были проведены мастер-классы по профессиям. По результатам конкурсов команда нашего детского дома «Колосок» заняла почетное I место и была награждена грамотой и статуэткой. Воспитанники ГКУ «Детский дом № 1 «Колосок» победили и в индивидуальных зачетах «Парикмахер года» и «Аниматор года» - Юля Т., «Медицинская сестра года» - Ангелина Н., «Капитан года» - Владислав Р., «Пожарный года» - команда ГКУ «Детский дом № 1 «Колосок». Воспитанники детского дома имели возможность закрепить знания и практические умения о профессиях, это мероприятие помогло сформировать представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку, а самое главное окончательно определиться в выборе профессий.

За 2017-2018 учебный год организовано 4 выезда в учебные заведения, где обучаются выпускники детского дома, для оказания помощи социальной и психологической направленности. По социально - правовым вопросам ведётся консультирование в форме бесед «Твои права». С начала работы службы в нее обратилось 14 человек, с которыми проведены консультации различной направленности оказания помощи: в решении жилищного вопроса, в трудных жизненных ситуациях, в обучении, в получении льгот. Анализируя работу педагога - психолога, характер обращений и категорию выпускников, специалисты выявили, что выпускники столкнулись с такими трудностями, как отсутствие сознательной мотивации к обучению, пропуски занятий. Большое внимание уделялось профориентационной работе, которая ведется совместно всеми членами нашего педагогического коллектива: воспитателями, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, инструктором по труду и педагогом-психологом. Она состоит из нескольких этапов: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профконсультирование специалистами и, заключительный этап, реализация рекомендаций - подготовка и содействие в поступлении в учебные заведения, отслеживание постинтернатной адаптации воспитанников. Использовали следующие формы профориентационной деятельности: самостоятельная работа с информационно-справочной литературой, ознакомительные экскурсии, беседы, встречи с выпускниками детского дома, представителями различных профессий, Дни открытых дверей в учебных заведениях, профориентационные игры, опрос профессиональных предпочтений, диагностика интересов и предпочтений.

В результате профориентационной работы с воспитанниками детского дома все выпускники 9 классов определились в образовательном маршруте и выборе учебного заведения с учётом своих психологических особенностей и уровня подготовки. Также составлена социальная карта воспитанника-выпускника.

На 30.06.2018 г. на учете в Службе постинтернатного сопровождения состоит 17 выпускников.

Специалисты Службы постинтернатного сопровождения: социальный педагог, воспитатели-кураторы, педагог-психолог детского дома осуществляя сопровождение, формируют устойчивую мотивацию и интерес к учебе в выбранном выпускниками учебном заведении, поддерживая связь с кураторами, мастерами учебных групп заведений, в которых обучаются воспитанники, родственниками выпускников, самими выпускниками, обозначают ценностные ориентиры в организации самостоятельной жизни. Важным моментом работы является привлечение внешних сил с целью поддержать выпускника и перевести ситуацию на социально приемлемый уро­вень. Внешние силы - это окружение выпускника по месту жительства, детский дом, родственники. Вовлечение сети социальных кон­тактов в адаптационный процесс базируется на построении взаимосвязи различных социальных систем, окружающих выпускника, гармонизации их взаимодействия

В ходе сопровождения специалистами учреждения выпускникам оказаны следующие социальные услуги: консультирование по социально-правовым и социально-бытовым вопросам; замена (восстановление) паспортов при необходимости; содействие в постановке на учёт по получению жилья; содействие в получении полагающихся льгот, пособий; замене документов (замена (восстановление) паспортов при необходимости); бытовом обустройстве жилого помещения; решение проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников, психологическая помощь выпускникам (звонки, личное общение, выезды по местам учёбы). В течение года все выпускники своевременно получали необходимую помощь в решении возникающих проблем.

Специалисты выявили, что выпускники столкнулись с такими проблемами, как трудности социальной адаптации, отсутствие сознательной мотивации к обучению, пропуски занятий, разочарование в профессии. Из 17 выпускников, стоящих на постинтернатном сопровождении: адаптированы (выпускники практически полностью справляются со своими жизненными задачами и профессионально адаптированы) -15 (88,3%); нуждаются в помощи (существуют трудности, которые негативно влияют на качество жизни и профессиональную адаптацию) -2 (11,7%). С выпускниками, которые в адаптационный период испытывают трудности ведётся коррекционная работа для успешной социальной адаптации в виде индивидуальных занятий на повышение самооценки, мотиваций к обучению.

По результатам мониторинга жизнедеятельности выпускников 2017-2018 годов определены следующие формы сопровождения выпускников: стабильное (для выпускников с благоприятным прогнозом постинтернатной адаптации) - 12 человек, активное (для выпускников с недостаточно благоприятным прогнозом постинтернатной адаптации) — 3 человека, кризисное (для выпускников с неблагоприятным прогнозом постинтернатной адаптации) — 2 человека. С выпускниками, которые в адаптационный период испытывают трудности, педагог–психолог ведёт коррекционную работу для успешной социальной адаптации в виде индивидуальных занятий на повышение самооценки, мотиваций к обучению, по снятию тревожности, тренинговые занятия на повышение коммуникативных навыков.

Free Joomla! template by Age Themes